Замещающий онтогенез — развитие к норме

ребёнок

 Даже у здорового и внешне благополучного ребенка могут возникнуть проблемы с поведением и учебой. Типичные проявления многим знакомы:

  • Ребенок стал хуже учиться, ему трудно усваивать новый материал
  • Ухудшились внимание и память
  • Нет мотивации к познанию и творчеству
  • Повысилась утомляемость
  • Начались нарушения сна
  •  Участились простудные заболевания
  • Ребенок нередко находится в возбужденном состоянии, проявляет недовольство, агрессию, устраивает истерики
  • Гиперактивность – ребенок не может усидеть на месте, крутится, совершает непроизвольные движения, испытывает трудности с самоконтролем
  • Тревожность проявляется менее интенсивно, но распространена даже больше, чем гиперактивность. Ребенок напряжен, испуган, на уроках не может сосредоточиться, выразить себя, участвовать в обсуждениях, с трудом выполняет задания.

Во всех этих случаях родители часто не догадываются, что дело не просто в лени, рассеянности или вредности. Причины лежат гораздо глубже – в процессе роста ребенок пропустил важные этапы физиологического и психоэмоционального развития. Это может происходить как во внутриутробный период, так и в первые месяцы или годы жизни. Зачастую влияние оказывает целый комплекс факторов: наследственность, воспитание, физиология, условия развития — всё это составляет образ жизни ребёнка. Так или иначе, но он не получает всех навыков, необходимых для социальной деятельности: учебы, работы, общения.

Чем это грозит в будущем? Быстрая утомляемость, плохая память, невнимательность, отсутствие мотивации к развитию станут постоянными спутниками ребенка. Ограниченные ресурсы организма значительно сократят возможности для выбора жизненного пути. Занять достойное место «под солнцем» будет гораздо сложнее. Подрастая, ребенок не будет выбирать виды деятельности, связанные с дополнительными энергозатратами или напряженной умственной деятельностью, познанием или творчеством. Во взрослом возрасте такие люди обычно не хотят перемен, быстро осваивают небольшую «рабочую зону» и остаются в ней очень долго, а то и всю жизнь.

Выход есть!

Компенсировать пропущенные этапы в развитии ребенка позволяет метод замещающего онтогенеза. Он основан на техниках «взрослой» телесно ориентированной терапии, переработанной и адаптированной для детей. В силу возраста с ними невозможно работать через сознание и психику. Дети, особенно маленькие, не могут объяснить, что не так и что с ними происходит. Кроме того, их сознание не настолько развито, чтобы создавать волевые паттерны действий. Поэтому «достучаться» до детей можно только через тело.

Задача метода – сформировать для ребенка среду, где бы он мог развиваться, выполняя специальные упражнения и как бы заново проходя все этапы своего развития.

Дыхательные и глазодвигательные упражнения и растяжки являются базовыми упражнениями в замещающем онтогенезе. В результате организм расслабляется и наполняется энергией, которая равномерно распределяется по телу. Улучшается работа мозга, особенно лобных долей, отвечающих за контроль над всей деятельностью человека. Выстраиваются недостающие связи, те участки, которые были слабыми, компенсируются и дорабатываются.

В результате занятий:

  1. Ребенок становится более осознанным, лучше включается в любую деятельность.
  2. Его психоэмоциональное состояние становится более ровным и стабильным.
  3. Повышаются успеваемость и способность усваивать учебный материал.
  4. Улучшаются внимание, память и выносливость.
  5. Нормализуется сон.

Чем отличается от обычной физкультуры?

Замещающий онтогенез помогает развить функции организма до того уровня, которого, возможно, у конкретного ребенка никогда не было. Чтобы «включить» неработающие участки мозга или тела, нужно выполнить непривычную работу, приложить определенные усилия. А это возможно только под руководством специалиста. Он поможет освоить новую деятельность, покажет, какую пользу из нее извлечь. Просто играя в подвижные игры или занимаясь физкультурой, ребенок будет действовать так, как уже привык, не расширяя границы своих возможностей.

Кому подходит?

Метод замещающего онтогенеза предназначен для детей в возрасте с 4 до 13-15 лет.

В первую очередь применяется при пограничном состоянии ребенка, когда физиологически у него все в норме, но возникли проблемы на уровне поведенческих и телесных реакций.

Однако даже если ребенок развит по возрасту, метод поможет ему получить дополнительную энергию для занятий, сильнее почувствовать свою успешность.

Как организовано?

Занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме и длятся 40-45 минут. Количество участников группы – до 10 человек. Дети занимаются вместе с родителями, чтобы те могли освоить схему работы и повторять ее дома. Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение трех месяцев.

Более эффективны индивидуальные занятия. Специалист может учесть особенности конкретного ребенка и направлять процесс исходя из того, насколько тот освоил предыдущие техники.

Примеры из практики:

  1. Первоклассник за весь учебный год ни разу не смог ответить на уроке. Даже не вставал, когда его спрашивал учитель. После трех месяцев занятий по методу замещающего онтогенеза в летние каникулы, по словам матери, «его прорвало» — он начал очень активно поднимать руку, отвечать на все вопросы и получать удовольствие от своих знаний и похвалы педагогов. На самом деле мальчик всегда прекрасно усваивал материал. Проблема заключалась в том, что раньше он не мог позволить себе действовать. Занятия помогли ему ощутить свободу, уверенность и научиться выражать себя.
  2. Ребенок не ориентировался во времени – не запоминал дни недели, не мог определить время суток или час. После работы через тело у него появилось понимание временной структуры.

Помогите вашему ребенку наверстать упущенное!

Занятия ведёт специалист Кочунов Анатолий Петрович.

Яндекс.Метрика